0_3deb8_b4a9cb25_L 1мин unicorn-bestiary 05 623097_original 140303155511 iuXLWH5TeMA QiECuSoKZp4 Единороги мозаика базилики Сан-Джованни 1213 год. Равенна

«Тако страшен есть и непобедим…»

Единорог в культуре и символике России и Европы

Единорог – один из самых загадочных и романтичных образов мировой культуры.  Изображения единорога известны по памятникам античной Греции и древнего Востока, о нём писали Аристотель, Плутарх, афинский архонт Солон и римский учёный Плиний Старший. В Средние века единорог считался символом силы, чистоты и целомудрия. Сам вид этого удивительного животного на монетах, печатях, надгробных плитах, гобеленах и гербах, всегда поражал сочетанием мощи и беззащитности, послушания и свободы, смирения и дерзновения.

Самым известным в мире единорогом является герой шести гобеленов конца XV века, хранящихся в парижском музее средневекового искусства Клюни, и получивших название «Дама и единорог». Это удивительно красивые и загадочные картины, сюжеты которых не разгаданы до сих пор.

На Руси единорог известен по рисункам тверских монет и соборных дверей 1336 года из Александровской слободы, печати удельного князя Верейского Василия Михайловича, золотых монет – «корабельниках» великого князя Московского Ивана III, государственных печатей России XVI-XVII веков, царской посуды и конской упряжи. С давних времён единорог часто изображался в паре со львом, что говорит о единстве и противоположности этих двух легендарных зверей. В русской народной поэзии поединок льва и единорога мог рассматриваться как соперничество двух центров власти Руси, каковыми были Москва и великое княжество Тверское, в символике которого единорог занимал заметное место.

Единорог — зверь — всем зверям отец.
А не держат его горы камены,
Когда выйдет он от сырой земли

Ищет он супротивника, люта зверя — льва.
Как сошлись они со львом в чистом поле,
Начали они, звери, дратися:
Охота им царями быть,
Над всеми зверями взять большину.
Единорог — зверь льву покоряется,
И быть льву царём над зверями всеми…

 Наверное стоит эти стихи сравнить с текстом Льюиса Керролла из «Алисы в стране чудес», чтобы увидеть единство толкований этого символа в христианском мире:

Вёл за корону смертный бой со Львом Единорог,
Гонял Единорога Лев вдоль городских дорог,
Кто подавал им чёрный хлеб, а кто давал пирог,
А после их под барабан прогнали за порог.

 Единорога и льва можно увидеть на печати московского Печатного двора XVI века, переплётах книг, бордюрных басмах и книжных застёжках, церемониальных топорах и наличниках дворцовых окон. В XVII веке льва и единорога поместили на фронтоне здания Московской синодальной типографии. Единорог вошёл в родовую геральдику, и стал помещаться в дворянских гербах Баташевых, Бонч-Бруевичей, Стрекаловых, Тургеневых, Шуваловых, Ермоловых, Козловских и Салтыковых.

Особое место единорог занимает в военной геральдике России. Во-первых, единорог помещался на военных знамёнах, и история сохранила нам знамя покорителя Сибири – Ермака Тимофеевича и знамя Великоустюжского городского ополчения начала XVII века. Во-вторых, единорог стал самым необычным символом русской артиллерии. Клеймение пушек изображением единорога – уникальное явление в истории европейской культуры. Если в странах Запада единорог служил символом непорочности и целомудрия, то в России он стал эмблемой воинственности, которую усердно насаждал царь Иван Грозный, создавший поистине культ войны. В XVIII веке граф Пётр Иванович Шувалов, в родовом гербе которого помещалось изображение единорога, создал новый тип артиллерийского орудия, получившего название «Единорог» по изображению этого животного на стволе пушки. Русские «Единороги» в XVIII веке стали самым массовым видом артиллерийских систем России. Для нас важно, что создатель «Единорогов» и покровитель русской артиллерии – граф Пётр Шувалов похоронен вместе с супругой в тверском Николо-Малицком монастыре.

К образу этого удивительного животного, которого изображали то в виде козлёнка, как на старых миниатюрах и гобеленах, то в виде дикой лошадки, обращались самые выдающиеся художники, такие как Рафаэль Санти, Джорджоне, Доминикино, Ганс Боксбергер, Моретто да Брешиа, Густав Моро и многие другие. Удивительные стихи единорогам посвящали не только неизвестные поэты европейского Средневековья, но такие мастера слова века XX, как Райнер Мария Рильке и Николай Гумилёв.

История единорога в культуре парадоксальна. Несмотря на то, что в европейском пространстве использовались одни и те же символы, восходящие к христианской философии и богословию, их сущностная значимость часто была различной. Разной она была и во времени. Для одних единорог был символом царской власти, для других – указанием на родственную связь по браку с аристократическими семьями Византии, для третьих – напоминанием о смерти, для четвёртых – эмблематическим выражение Благовещения, для пятых – вообще символом Самого Христа. Такое многообразие значений делает именно единорога самым ярким и красивым воплощением мечты о гармонии и свободе, символом нашей культуры и государственности.

Выставка-картулярий открылась 21 октября в День герба и флага Тверской области в Музее Козла в Твери и продлится до 1 марта 2016 года. Слово «картулярий» употреблялось в Средние века, и означало собрание документов, представленных в копиях. На выставке экспонируются редкие произведения живописи, декоративно-прикладного искусства, филателии, памятники вексиллологии и нумизматики из частных собраний.